Бизнес на вендинговых аппаратах появился в 20-ых годах прошлого века в США. Тогда это были “чистильщики обуви” и “продавцы газет”. Чуть позже в СССР появились автоматы по продаже газированной воды, которые устанавливали практически в каждом городе.
Сейчас вендинговый бизнес переживает ренессанс, расширяя свои возможности посредством современных технологических и маркетинговых платформ. Бизнес-план в сфере вендинговых аппаратов с расчетами показывает, что данное направление имеет высокие и стабильные перспективы для реализации в сфере торговли.
Что такое вендинговые аппараты
Вендингом называют торговлю с применением автоматизированных систем. Это означает, что потребитель может оплатить и получить услуг либо товар без участия продавца или консультанта, а только посредством взаимодействия с техническими приспособлениями.
К вендинговым аппаратам относятся распространенные виды автоматов по продаже: кофе, снеков, питьевой воды. Также сюда входят автоматические массажные кресла и детские качалки, устанавливаемые в развлекательных и торговых центрах, автоматы по мгновенной печати фотографий, создания ксерокопий и т.д.
Подобное оборудование устанавливается в местах с высокой пропускной способностью. Это могут быть территории рядом с вокзалом, кинотеатрами, у кабинета врача или рядом со спальными микрорайонами. Суть вендинговой торговли – обеспечить помощь и доступ потребителя к востребованной услуге в круглосуточном режиме.
Бизнес-план вендинговых аппаратов
Готовый бизнес на вендинговых аппаратах предполагает предварительную подготовку и анализ. Помимо конкурентной среды и оценки собственных возможностей, целесообразно подробно расписать и проанализировать 4 критерия:
Сильные стороны проекта.
- Высокий спрос на получение товаров и услуг в автоматическом режиме;
- Множество каналов продаж и реализации;
- Возможности для быстрой адаптации к новым тенденциям рынка;
- Снижения рисков и проблем, вызванных человеческим фактором.
Слабые стороны проекта.
- Конкурентная среда представлена не только другими вендингами, но и розничными точками по продаже фаст-фуда, а также общепитами (кафе, рестораны, фуд-корты);
- Риски и проблемы, связанные с логистикой, доставкой товара и при его выдаче потребителю;
- Некачественное выполнение работы со стороны персонала.
Возможности проекта.
- Масштабирование посредством расширения ассортимента и региона присутствия автоматов;
- Возможности для работы с корпоративными клиентам, организациями общественного, государственного и муниципального строя;
- Реализация сопутствующих видов услуг и товаров.
Угрозы проекта.
- Возможность не выдержать конкуренцию в местах плотного трафика потенциальных потребителей товаров и услуг;
- Нестабильная внешнеполитическая ситуация, что накладывает отпечаток на нестабильное повышение цен расходных материалов, продуктов и комплектующих для вендинговых аппаратов;
- Рост арендной платы / затрат на аннулирование арендного договора;
- Снижение спроса либо покупательской способности со стороны целевой аудитории потребителей.
Проанализировав и оценив вышеприведенные критерии, можно двигаться дальше – рассмотреть конкретные шаги для реализации бизнеса с нуля на вендинговых аппаратах.
С чего начать бизнес по вендинговым аппаратам
Выбор типа автоматов
Выбор типа аппаратов зависит от того, какой вид товара или услуги предполагается реализовывать. Небольшие механические и электронные автоматы для поштучной выдачи продукции имеют универсальную конструкцию, подходят для разных видов товаров. С их помощью продавать снеки, игрушки, глазные линзы и не только.
Аппараты для продажи кофе, питьевой воды и других напитков, устроены другим образом. В них обязательно должны быть емкости для ингредиентов или накопительная камера. Также, водоматы с водой оснащают системой специальных фильтров, подводящих коммуникации в виде системы водопровода и канализации.
Важно! Через вендинговые автоматы нельзя продавать следующие виды продукции:
- Табачные изделия;
- Лекарственные препараты;
- Алкогольные напитки;
- Пиротехнику.
Покупка или аренда автоматов
Зависит от начального бюджета и масштабов реализации. Небольшой новый аппарат по продаже чипсов и других снеков, обойдется в 60-80 тысяч рублей. Покупать их есть смысл, если вы уверены в том, что закрепитесь и будете заниматься данным бизнесом в среднесрочной или долгосрочной перспективе. В остальных ситуациях проще и выгоднее будет аренда.
Стоимость аренды – 5-10 тысяч рублей в месяц. Также можно рассмотреть вариант с лизингом или покупкой б/у оборудования. Оно дешевле на 30-50%.
Вариант с арендой предоставляет большей свободы. Можно быстро и без особых затрат перейти на другой вид бизнеса или вовсе прекратить вендинговую деятельность. Больше свободы для принятия решений, но и больше зависимости от внешних факторов.
Поиск поставщиков и каналов реализации
Товар, а также запчасти и расходные материалы – это важная составляющая сметы на бизнес-план вендинговых аппаратов. Важно заранее предусмотреть эти моменты, наладить связи и контакты. Учесть логистику, обеспечить наиболее эффективные маршруты доставки. В большинстве случаев, выгоднее всего приобрести эти категории товаров и услуг у тех же компаний, который занимаются продажей или арендой вендинговых аппаратов.
Выбор системы приема оплаты
Всего доступно 3 возможных вида:
- Монетоприемник (оплата монетами, с номиналом от 1 рубля);
- Купюроприемник (оплата бумажными купюрами);
- Терминал безналичной оплаты (бесконтактный способ проведения расчетов посредством банковских карт или приложения на телефоне).
Не обязательно ставить все 3 одновременно. Каждый вариант оплаты — это дополнительные расходы на обслуживание, поэтому лучше сосредоточиться на 1 или 2, которые будут востребованы у потенциального потребителя. Также нужно учитывать вид вендинга: для бутилированной воды подходят питьевые карты, а также монето и купюроприемники; для аппарата со жвачками возле школы достаточно будет монетоприемника; для кофемашины в бизнес-центре можно предусмотреть оплату терминалом.
Размещение информации о правилах использования и ценах
Нужно обязательно поместить на всех вендингах инструкцию по использованию и стоимость товаров/услуг. Помимо этого, не лишним будет указать контактные данные оператора, чтобы потребитель имел возможность связаться с вами сообщить о неисправностях аппарата.
Факторы риска вендингового бизнеса
Бизнес на вендинговых аппаратах не способен заменить розничный ритейл, но прочно занял нишу мелкой розницы в сфере продаж напитков, закусок и недорогих товаров. Учитывая технологичный тренд на “интернет вещей” и развитие автоматизированных технологий в принципе, вендинг имеет хорошие перспективы не только для лидеров рынка, но и новых игроков. При этом, риски здесь также присутствуют, в том числе:
Риск конкуренции.
Относится к системным факторам риска. Связан с высокой маржинальностью, достигающей 60%. Максимален в зонах с высоким трафиком. Чтобы обезопасить себя от влияния этого риска, важно не только искать места для размещения автоматов, но и учитывать факторы сезонности, предпочтения клиентов той или иной группы;
Риск технических проблем и сбоев.
Каждый день простоя выливается в круглую сумму. Восстановление вендинговых аппаратов требует привлечения специалистов, что в свою очередь требует дополнительных средств и времени. Чтобы избежать последствий риска технических проблем, нужно ориентироваться на подбор качественного и надежного оборудования. Также не следует экономить на профилактике и обслуживании аппаратов;
Риск вандализма.
Даже несмотря на то, что вендинги устанавливают в местах с высокой проходимостью, они не застрахованы от умышленного повреждения. Полностью антивандальных аппаратов не существует и даже самый надежный корпус можно повредить. А значит, их лучше устанавливать в охраняемых помещенияхи пространствах, оборудованных камерами видеозаписи.
Помимо 3 основных групп рисков, существуют и другие, локальные. Это внезапное расторжение арендного договора, внеплановые проверки ФНС и т.д. Все это связано не только с финансовыми затратами, но и фактором времени.
Как юридически оформить вендинговый бизнес
Самым оптимальным вариантом открыть бизнес с нуля на вендинговых аппаратах будет оформление статуса ИП. Такая организационно-правовая форма предоставляет множество преимуществ для налоговой отчетности. Возможность использовать УСН с оплатой 6% годовых от суммы дохода, упрощенная схема администрирования и т.д.
Также, владельцы ИП могут при необходимости легко масштабировать свой бизнес (при успешном развитии и реализации своих товаров/услуг) за счет организации ООО. Это привлечет инвесторов и создаст команду учредителей с уставным капиталом.
Для ФНС нужно обязательно указывать специальный коды ОКВЭД. В данном случае, это:
ОКВЭД-2: 47.99.2 – “Деятельность по осуществлению торговли через автоматы”.
Каждый автомат должен пройти регистрацию в ФНС. Должны быть заключены договоры аренды/лизинга. Других требований и разрешений для бизнеса не предусмотрено.
Какие расходы требует вендинг
Все расходы на создание и поддержку бизнес-плана вендинговых аппаратов можно разбить на 2 пункта.
Начальные инвестиции в проект.
Сюда входят следующие статьи расходов:
- Регистрация ИП и получение требуемых разрешений – от 30 тысяч рублей;
- Маркетинг и реклама для запуска проекта и привлечения клиентов – от 20 тысяч рублей;
- Закупка необходимого оборудования и комплектующих – от 2 500 тысяч рублей;
- Затраты на логистику и установку оборудования – от 30 тысяч рублей;
Общие затраты для старта – от 2 580 тысяч рублей.
Ежемесячные затраты на функционирование.
Состоят из следующих статей расходов:
- Фонд оплаты труда (включая налоговые отчисления) – от 120 тысяч рублей;
- Аренда торговой точки (8 квадратных метра) – от 15 тысяч рублей;
- Амортизационные расходы – от 60 тысяч рублей;
- Логистика – от 40 тысяч рублей;
- Реклама – от 15 тысяч рублей;
- Дистанционная бухгалтерия – от 10 тысяч рублей;
- Закупка товара, расходников – от 220 тысяч рублей;
- Техническое обслуживание, плановый ремонт – от 30 тысяч рублей.
Общие ежемесячные затраты – от 510 тысяч рублей.
Рентабельность продаж оценивается в 66%. А срок окупаемости бизнеса для сценария, представленного выше, составляет от 9 до 12 месяцев.
Какие виды вендинговых аппаратов существуют
Все вендинговые автоматы можно разделить на следующие виды:
- Кофейные автоматы, а также автоматы по продаже горячих напитков. Кофе – один из первых товаров, который начали продавать в автоматах. Сейчас подобные аппараты стоят во всех бизнес и торговых центрах;
- Снековые автоматы. Чипсы, сухарики, легкие перекус, сладости;
- Автоматы по продаже соков, газировок и коктейлей. Зачастую устанавливаются близи пляжей и парков;
- Аквавендинг. Аппараты по продаже питьевой воды. Имеют более сложную конструкцию, которая включает необходимость подключения к системам водопровода и канализации;
- Автоматы по продаже еды. Сэндвичи, бургеры и другой фаст-фуд;
- Автоматы по продажам непродовольственных товаров. Это могут быть заколки для волос, глазные линзы, аксессуары и прочие недорогие и массовые товары;
- Мини-вендинг;
- Автоматы с услугами. Пополнение мобильной связи и интернета, доступ к различным банковских сервисам и т.д.
Как часто нужно обслуживать автомат
Периодичность технического обслуживания вендинговых аппаратов зависит от конкретного типа. Например, вендинги со снеками и кофе нужно заправлять каждый день, попутно убирая испорченный товар, очищая бункеры для ингредиентов.
Автоматы с непродовольственной продукцией требуют обслуживания пару раз за неделю. Но важно, чтобы у персонала были в наличии и полном порядке медицинские книжки.
В конце каждого дня заполняется кассовый ордер, отражающий суммы выручки. Но изымать их не обязательно. Поскольку определенных лимитов не предусмотрено, ежедневная инкассация также не требуется.
То, как часто и каким способом изымать выручку, можно устанавливать в свободном порядке. Для этого предусмотрено 2 варианта: задействование профильной компании либо самоинкассация. Во втором случае, нужно забирать наличку и вносить деньги на расчетный банковский счет.